РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ
(Бондарчук Д.А., Руденко Э.В., Платунова А.С.)
Этапы развития речи
Подготовительный этап
-крики- возникают самостоятельно- с рождения до 2-х месяцев;
- гуление- стихийно не возникает, его появление обусловлено общением ребенка со взрослым- с 2 до 5-7 месяцев;
- лепет- его длительность от 16-20 до 30 недель (4-7,5 месяцев);
-слова- переход к пользованию словами осуществляется на фоне продолжающегося лепета – с 11-12 месяцев;
Преддошкольный этап
-словосочетания- появляются после усвоения двухсложных и трехсложных слов- с 1 года 7 месяцев до 1 года 9 месяцев;
Дошкольный этап
-предложения – конструирует в условиях наглядной ситуации с 2 лет, с 2 лет 6 месяцев появляются вопросы «Где? Куда?», с 3 лет- «Почему? Когда?»
-связный рассказ – появляется с воспроизведением коротких рассказов, стихов, потешек с 3 лет, постепенный переход к самостоятельному составлению рассказов по картинке, об игрушках- с 4 лет.
-5 лет- словотворчество. Может самостоятельно образовывать слова, относящиеся к разным частям речи и объясняет их значение.
-5-7 лет - полное усвоение грамматического строя родного языка.
Закономерность появления звуков в речи (норма)
Время появления звуков (возраст) |
1-2 года |
2-3 года |
3-5 лет |
5-7 лет |
Звуки |
а о э п б м |
и ы у ф в т д н к х й |
с з ц ш ж ч щ |
р л |
Признаки нарушений речи
-к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением; к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит; к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке; к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации; к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего; к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
-к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»); к 1 году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
-к 1 году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;
-к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
-к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
-в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
-в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.
Правила общения с ребенком, которые способствуют речевому развитию
1. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного, раздраженного тона, грубых выражений.
2. Правильно произносимые родителями звуки родного языка - образец для речи детей. Недопустимо "подлаживание" под детскую речь, сюсюканье.
3. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Шире используйте устное народное творчество, пословицы, поговорки. Читайте детям произведения художественной литературы, учите с ними стихи, беседуйте.
4. Общаясь с детьми, не спешите, т.к. торопливая речь непонятна и трудна для детей.
5. Гуляя с детьми, обращайте внимание на явления в природе. Например, зимой. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Спросите детей, куда он ложится. Учите детей наблюдать и объяснять такие понятия, как тепло или холодно, морозно. Солнечный день или пасмурный. Спросите, из какого снега лучше делать постройки, лепить снеговика.
6. Родители, находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их значении и, когда возможно, о происхождении этих предметов.
7. Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах. В любой детской книжке, которую родители читают своему ребенку, бывает много непонятных слов и выражений. Сами родители не всегда могут определить, какое слово или выражение будет ему понятно. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей книжки будет бесполезным занятием.
Рекомендованная литература для родителей
- Барто, А.Л. Игрушки: стихи. / А.Л. Барто – Москва: РОСМЭН, 2015
- Батяева, С.В. Большой альбом по развитию речи. / С.В. Батяева, Е.В. Севостьянова, В.С. Володина. – Москва: РОСМЭН, 2019. – 280 с.
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.:ТЦ СФЕРА, 2014. – 64 с.
- Бухарина, К.Е.. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации простых звуков русского языка (т,д,к,г,х) / К.Е. Бухарина. – СПб: Детство-пресс, 2016 – 144 с.
- Бухарина, К.Е.. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации простых звуков русского языка (п,б,ф,в,м,н) / К.Е. Бухарина. – СПб: Детство-пресс, 2016 – 160 с.
- Вахтин, В.Л. Веселые уроки (5), (7). / В.Л. Вахтин. – Тверь: Фламинго, 2011
- Гаврина, С.Е. Тетрадь с заданиями. Окружающий мир 2 части. Киров: Вятка.
- Коноваленко, В.В. Автоматизация свистящих звуков у детей. Альбом 1. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – Москва: Гном и Д, 2017. –80 с.
- Коноваленко, В.В. Автоматизация шипящих звуков у детей. Альбом 2. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – Москва: Гном и Д, 2017. – 56 с.
- Коноваленко, В.В. Автоматизация сонорных звуков Л, ЛЬ у детей. Альбом 3. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – Москва: Гном и Д, 2016. –56 с.
- Коноваленко, В.В. Автоматизация сонорных звуков Р, РЬ у детей. Альбом 4. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – Москва: Гном и Д, 2017. –56 с.
- Коноваленко В.В. Коррекция произношения звуков Г,Г’, К,К’, Х,Х’ . / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – Москва: ГНОМ, 2014. – 48 с.
- Коноваленко В.В. Парные звонкие-глухие согласные Ж-Ш . / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – Москва: ГНОМ, 2016. – 32 с.
- Коноваленко В.В. Парные звонкие-глухие согласные З-С . / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – Москва: ГНОМ, 2015. – 32 с.
- Коноваленко В.В. Парные звонкие-глухие согласные Г-К . / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – Москва: ГНОМ, 2015. – 32 с.
- Коноваленко В.В. Парные звонкие-глухие согласные В-Ф . / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – Москва: ГНОМ, 2015. – 32 с.
- Коноваленко В.В. Парные звонкие-глухие согласные Д-Т . / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – Москва: ГНОМ, 2016. – 32 с.
- Коноваленко В.В. Парные звонкие-глухие согласные Б-П . / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко – Москва: ГНОМ, 2015. – 32 с.
- Косинова, Е.М. Уроки логопеда. / Е.М. Косинова. – Москва:ЭКСМО:ОЛИСС, 2011. – 192 с.
- Крупенчук, О.И. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева – СПб: Литера, 2017. – 64 с.
- Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. / О.И. Крупенчук. – СПб: Литера, 2016. – 32 с.
- Крупенчук, О.И. Стихи для развития речи детей 4-6 лет / О.И. Крупенчук. – СПб: Литера, 2012. – 64 с.
- Кузнецова Е.Д. Книжка-игрушка «Чей малыш?» / Е.Д. Кузнецова. – Подольск: Степ Пазл, 2009.
- Куликовская, Т.А. Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков. / Т.А. Куликовская. – СПб: Детство-пресс, 2015. – 128 с.
- Лазаренко, О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. / О.И. Лазаренко. – Москва: Айрис-пресс, 2015. – 32 с.
- Нищева, Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. / Н.В. Нищева. – СПб: Детство-пресс, 2017. – 32 с.
- Нищева, Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика 2. / Н.В. Нищева. – СПб: Детство-пресс, 2013. – 32 с.
- Нищева, Н.В. Веселые чистоговорки. / Н.В. Нищева. – СПб: Детство-пресс, 2015. – 32 с.
- Нищева, Н.В. Веселая дыхательная гимнастика / Н.В. Нищева. – СПб: Детство-пресс, 2016 – 32 с.
- Нищева, Н.В. Веселая пальчиковая гимнастика / Н.В. Нищева. – СПб: Детство-пресс, 2016 – 32 с.
- Нищева, Н.В. Веселые дразнилки для малышей / Н.В. Нищева. – СПб: Детство-пресс, 2014 – 32 с.
- Серия: «Говорим правильно». Подбери нужный предлог. – Тверь: Фламинго, 2014
- Серия: «Говорим правильно». Слова и звуки – Тверь: Фламинго, 2014
- Серия: «Говорим правильно». Читаем слова. – Тверь: Фламинго, 2014
Памятка для родителей
- Стихи про осень
- Артикуляционная гимнастика
- Как родителям правильно заниматься со своим ребёнком с нарушением речи
- Связная речь
- Вопрос-ответ
- Артикуляционная гимнастика
- Звуки речи
- Семь советов учителя-логопеда
- Консультация "Послушные буквы"
- Советы логопеда
- Консультация "Взаимосвязь учителя-логопеда с семьёй"
- Консультация "Особенности речевого развития 5-6 лет"
- Памятка для родителей
- Советы учителя-логопеда
- Игры на обогащение словаря